УКРАИНА, Запорожье
ул.Чумаченко 30-б, оф.6
e-mail: info@granik.com.ua
Как вывозится мусор в других странах
 
Украина. Запорожье
 
 Тема: «По уши в отходах»
 
Читаем и анализируем, для улучшения сбора и вывоза мусора в Запорожье.
 
Цель: Внедрение раздельного сбора отходов в Запорожье.
 
Фотография дня:
 
контейнер ждет красивую баночку
 
Комментарии специалистов: Ценное в этой статье, то, что автор выслушивает различные мнения специалистов: экологов, чиновников, перевозчиков и др. .И хотя лично я, с некоторыми мнениями не согласен. Но я все равно считаю, что только открытая дискуссия, вовлечения жителей Запорожья и использование ценного зерна дискуссии, даст возможность внедрить раздельный сбор отходов в Запорожье. 
 
Интересно о Запорожском мусоре:
 
раздельный сбор отходов Запорожье
 
Цитатник:
  1. «мусоросжигательные заводы и мусоросортировочные станции не строятся» - и очень  хорошо. Я имею в виду мусоросжигательные заводы. Особенно в Запорожье, мы такого «счастья» можем не выдержать. От них мало пользы и много они приносят вреда людям и окружающей среде.
Что касается мусоросортировочных станций, линий, заводов и др.- мечте многих олигархов.
Они не строятся, потому что они не рентабельные. Мусоросортировочные линии будут работать только тогда, когда в Запорожье начнут сортировать отходы. А начнут сортировать отходы жители Запорожья, когда будут заинтересованы, в виде уменьшения квартплаты,  реальных изменений в уходе за дворами и подъездами. Но жители Запорожья, по моему мнению, должны понять. Все зависит не от «того гада …..», политиков, министра ЖКХ, а от нас самих.
  1. «местная власть добилась стопроцентного раздельного сбора ТБО в кварталах многоэтажной застройки» – напоминает 100% явку избирателей во времена Советского Союза.Такого результата никогда, нигде не будет. Его нет в Берлине, Токио, Кушугуме, и не будет в Запорожье. Всегда найдутся люди, которые не будут разделять отходы. У них найдутся свои аргументы. Ну и прекрасно. «Мы не можем сделать всех одинаковыми, иначе мир оказался бы довольно скучным» Уинстон Черчилль.
  2. «бесплатно выдали пакеты четырех цветов для сбора разного вида отходов» - Это правильная и полезная позиция. Нужно перекладывать затраты на вывоз мусора с жителей Запорожья, на предприятия занимающиеся вторресурсами. Можно даже сказать, что жителям Запорожья будут «оплачивать» работу по сортировке мусора.
 
     10.11.09
С уважением
директор ООО «ЭК «Граник» Геннадий Дубов
 
т.(061)218-55-05, (050)341-99-87
 
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
 
 
 По уши в отходах   
 
УТИЛИЗАЦИЯ МУСОРА
Действующая система утилизации мусора себя давно исчерпала. Уже через пару лет все крупные города могут утонуть в бытовых отходах
В Тернополе всё никак не утихнет скандал: жители сел, расположенных неподалеку от главного мусорного полигона области, заблокировали доступ к нему мусоровозов. Полигон около областного центра уже давно переполнен, 1 августа его закрыла экологическая инспекция, а новый построить негде, да и денег нет. В результате часть мусора из города вывозится ночью на полулегальные свалки, а в самом Тернополе начали проводить мероприятия по обеззараживанию бытовых отходов в контейнерах. Аналогичным образом пару лет назад после массовых акций протеста власти города прекратили действие договора об утилизации мусора с собственниками главной свалки Днепропетровска — Кулебовки. Адекватной замены ей до сих пор не найдено, отходы вывозятся либо на мусоросжигательный завод, либо на ту же Кулебовку под Новомосковском, либо на временные свалки.
С начала сентября вопрос о мусоре станет остро и в Киеве (столица производит 12% всех бытовых отходов в стране). Киевский мусоросжигательный завод (МСЗ) «Энергия» закрывается на двухнедельный профилактический ремонт. Двадцать процентов городских отходов, которые сейчас утилизирует предприятие, нужно будет, как и в Тернополе, «куда-нибудь деть». Жители Обуховского района Киевской области уже несколько лет подряд ежегодно блокируют главную свалку столицы в селе Подгорцы. Депутатам Киевского областного совета и Государственной экологической инспекции неоднократно удавалось добиться ее закрытия, но столичные городские власти правдами и неправдами неизменно разблокировали ее работу. Другого выхода у Киева всё равно нет — это единственная крупная свалка в его окрестностях, и альтернативы ей не предвидится.
Мэр Тернополя Роман Заставный всю вину списывает на политтехнологов, работающих на оппонентов городской власти. Представители киевской мэрии тоже объясняют блокирование свалки происками недружелюбного Блока Юлии Тимошенко (БЮТ). Сложности с вывозом мусора есть во всех крупных населенных пунктах страны. Корень проблемы не в политике — надо менять систему утилизации отходов. Действующие полигоны переполнены, для новых нет места, а мусоросжигательные заводы и мусоросортировочные станции не строятся.
 
Свалочно-расточительный режим
Издавна все отходы, производимые промышленностью и населением, складируются на свалках вокруг населенных пунктов. При этом в землю миллионами тонн закапывается ценное вторсырье. Органика, перегнивая, загрязняет атмосферу удушливым газом, а грунтовые воды — токсичным фильтратом. Мусорные завалы непрерывно растут. В прошлом году Украина генерировала 11,4 млн тонн бытовых отходов, причем ежегодно этот объем увеличивается (в Киеве, например, на восемь-десять процентов в год). При этом лишь 2,5% отходов в стране утилизируется на мусоросжигательных заводах. Их всего два — в Киеве и Днепропетровске, оба построены еще в советское время. Основная часть отечественных твердых бытовых отходов (ТБО) продолжает накапливаться на четырех тысячах действующих свалок и полигонов общей площадью 7,4 тыс. гектаров. И это только легальные и полулегальные свалки. Последние отличаются тем, что не прошли паспортизацию, в ходе которой определяется, что и как на них можно хранить. По информации Министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, шесть процентов (243 свалки) этих вместилищ отходов перегружены и должны быть закрыты, а 28% (1187) не отвечают нормам экологической безопасности.
Показательным можно считать положение на самой крупной свалке страны — полигоне №5 в селе Подгорцы под Киевом, который занимает 64 га. Здесь с 1986 года накопилось 22 млн кубометров отходов. По информации Госэкоинспекции, полигон давно исчерпал свои проектные мощности. Киев вывозит на эту свалку около 70% городских отходов. Жители элитарных Козина и Конча-Заспы при западном ветре дышат испарениями со свалки, а 500 тыс. тонн фильтрата при прорыве дамбы могут затопить не только Подгорцы, но и дачу Виктора Ющенко в соседних Безрадичах.
Параллельно существует еще и проблема несанкционированных стихийных свалок. По сведениям МинЖКХ, в Украине 19 тыс. больших и малых свалок. Экологи утверждают, что в стране разными отходами завалено уже более 160 тыс. гектаров земель сельскохозяйственного назначения и лесных полос. Всего на территории Украины накопилось около 30 млрд тонн непереработанных отходов, по количеству мусора мы соревнуемся с Китаем и Индией, население которых в десятки раз больше.
В США и Европе бытовые отходы на свалки почти не вывозят. Часть мусора перерабатывается как вторсырье, часть сжигается на МСЗ. После 2012-го открытое захоронение ТБО будет запрещено во всех странах Евросоюза. За последние годы все отечественные топ-политики неоднократно заявляли о необходимости строительства МСЗ, в бюджетах на эти цели даже выделялись средства, Украину посещало множество делегаций потенциальных инвесторов и поставщиков оборудования для таких предприятий. «Строительство МСЗ действительно может решить проблему утилизации отходов, если местные власти не станут покупать старые технологии», — считает эколог Игорь Кирильчук. В цивилизованных странах прежде чем сжечь мусор, из него извлекают и направляют на переработку пластмассу, полиэтилен, резину, стекло, бумагу и металлы, а из органики делают компост и биогаз. Таким образом, можно пустить на вторичную переработку до 80% объема бытовых отходов, а всё остальное сжечь. Однако это возможно только в случае внедрения системы раздельного сбора мусора. В Украине раздельный сбор отходов в той или иной степени внедрен лишь в 22 городах, а мусоросортировочные станции (МСС) построены или строятся только в семи населенных пунктах.
 

Могут там, где хотят
Приступив к реформе системы утилизации мусора в 2006-м, Миргород был первым в Украине городом, в котором местная власть добилась стопроцентного раздельного сбора ТБО в кварталах многоэтажной застройки. Залогом успеха стало заключение контракта между Миргородским горсоветом и немецкой фирмой SSI SCHAFER на поставку евроконтейнеров четырех видов. За три месяца до начала проекта в городе стартовала мощная пропагандистская кампания. По местному телевидению и радио постоянно показывали сюжеты и говорили о раздельном сборе мусора, на каждом подъезде были расклеены информационные сообщения о проекте, а также инструкция по использованию евроконтейнеров, в каждую квартиру разносили листовки с соответствующей информацией, во всех витринах магазинов висели плакаты, призывавшие население сознательно подойти к этой проблеме. В феврале 2006-го в Миргороде появились первые 144 евроконтейнера: 24 зеленых (для стекла), 24 синих (для картона и бумаги), 24 желтых (для пластика) и 72 серых (для других отходов). Жильцам даже бесплатно выдали пакеты четырех цветов для сбора разного вида отходов.
Собранное таким образом сырье отправляется на базу коммунального предприятия «Спецкоммунтранс». Там оно вручную более детально сортируется, прессуется в тюки по 200–300 кг и вывозится на переработку. Вторсырье с готовностью принимают ЗАО «Черкассывторресурсы» (ПЭТ-бутылка), ОАО «Ветропак Гостомельский стеклозавод» и ОАО «Ракитнянский стеклянный завод» (бой стекла), ОАО «Рубежанский картонно-тарный комбинат» (макулатура). Остатки мусора свозятся на обустроенную по всем санитарным требованиям городскую свалку. Начальник предприятия «Спецкоммунтранс» Александр Онищенко считает удачей завершение до начала кризиса основного объема работ по внедрению системы цивилизованного обращения с ТБО: «В 2006 году из горбюджета на покупку евроконтейнеров, спецтранспорта и на переоборудование парка спецтехники потрачено около 880 тысяч гривен. В 2007-м городская власть вложила в приобретение специальных контейнеров для частного сектора еще около 700 тысяч гривен, но благодаря защите своего инновационного проекта в МинЖКХ основные деньги на его реализацию нам выделили из госбюджета». По словам Онищенко, сегодня «Спецкоммунтранс» на продаже вторсырья компенсирует почти все свои транспортные расходы. «Благодаря широкому внедрению в городе раздельного сбора мусора местная власть может себе позволить сохранять тарифы на вывоз бытовых отходов для населения на уровне 2005 года», — отмечает он.
Заместитель министра ЖКХ Орест Лотоцкий сообщил «Эксперту», что уже несколько лет власти почти всех крупных населенных пунктов ведут переговоры с потенциальными инвесторами о сооружении МСЗ. Однако ни единого контракта на строительство не подписано. «Строительство подобных предприятий стоит сотни миллионов долларов, таких денег у местных властей нет, да и себестоимость утилизации ТБО, не прошедших предварительной подготовки на заводах, дороже вывоза мусора на полигоны. В результате инвесторы не видят гарантий возврата своих вложений без создания системы раздельного сбора мусора и при нынешнем уровне тарифов на утилизацию отходов. Внедрение раздельного сбора ТБО в жилом секторе в Украине продвигается слишком медленно», — рассказал замминистра.
По мнению Лотоцкого, в стране очень мало руководителей городов, которые уделяют должное внимание вопросу утилизации мусора. «Примером нормальной работы городских властей в этой сфере может послужить опыт Умани и Миргорода. Одна современная мусоросортировочная станция функционирует в Киеве, совсем недавно МСС была достроена в Запорожье, в нескольких городах часть мусора сортируют вручную. И всё. Но стоимость строительства таких станций исчисляется в миллионах, а не в сотнях миллионов долларов. Даже богатый Киев, которому скоро совсем некуда будет девать свой мусор, ничего нового не строит», — заявил заместитель министра ЖКХ.
 
раздельный сбор отходов Запорожье 1

Столица завонялась
В Киеве только частично введено разделение мусора на две фракции: органику (пищевые и растительные отходы) и другой мусор. В 2007 году мэрия за пять миллионов гривен приобрела и распределила пропорционально между всеми районами 1950 контейнеров для «ценных» отходов, еще немного емкостей закупили частные компании. По оценкам специалистов, сегодня мусор сортируют всего два-три процента жителей столицы. Сказывается и нехватка контейнеров, и низкий уровень сознательности граждан, и отсутствие финансовых стимулов. За вывоз отсортированного мусора жители должны платить меньше, но сейчас тарифы для всех одинаковы. «Частные перевозчики при внедрении раздельного сбора делают скидки до 25 процентов за вывоз содержимого спецконтейнера для ЖЭКов. Используя эти деньги, районы могут вести разъяснительную работу среди населения, мотивировать работников ЖЭКов, бесплатно выделять жителям полиэтиленовые пакеты для мусора или пластмассовые ведра», — объясняет начальник главного управления коммунального хозяйства Киевской городской госадминистрации Михаил Шпарик. Однако система раздельной утилизации мусора сможет заработать только в том случае, если в этом будут заинтересованы сами жители. По словам Шпарика, о снижении тарифов на вывоз мусора на 20–30% для тех домов, где внедрен раздельный сбор отходов, можно будет говорить лишь после того, как такой системой будет охвачено хотя бы полгорода.
Сортировка содержимого специальных контейнеров по видам сырья проводится на мусоросортировальной станции ОАО «Гринко-Центр» в Голосеевском районе Киева. Но при проектной мощности 220 тыс. тонн в год эта МСС пока работает лишь на 50% своих возможностей. Коммерческий директор станции Сергей Цыдинский полагает, что запускать предприятие на полную мощность в ближайшее время нет смысла: «Из специальных контейнеров мы можем выбирать 60–90 процентов сырья, но таких емкостей в Киеве очень мало. Приходится заниматься еще и обычным, неотсортированным мусором, сортировка которого нам экономически невыгодна». Директор компании «Альфатер Киев» Ростислав Мартыняк сообщил «Эксперту», что финансовый кризис помешал предприятию закупить в этом году тысячу спецконтейнеров и построить собственную МСС в Киеве. «Теперь трудно сказать, когда мы осуществим свои планы. В идеале Киеву нужны как минимум четыре МСС. Но начинать надо всё равно с налаживания системы раздельного сбора мусора», — считает Мартыняк.
Кроме того, мегаполису необходимы, по крайней мере, два МСЗ общей мощностью 0,8 млн тонн в год. Первый заместитель киевского мэра Анатолий Голубченко утверждает, что свозить отходы на полигон №5 город сможет только до 2012 года. Столичная мэрия уже выделила земельный участок (пять гектаров вблизи ТЭЦ-6 в Деснянском районе) для строительства МСЗ. Планировалось, что этот завод мощностью около 0,5 млн тонн в год построит за 400 млн евро австрийская компания EVN AG. Его мощностей было бы достаточно, например, для обогрева всей Троещины и Радужного массива.
Надеждам на австрийские инвестиции не суждено было сбыться, поскольку компания EVN AG не сочла приемлемыми условия инвестиционного конкурса и отказалась строить завод, мотивировав это неопределенной тарифной политикой в сфере утилизации отходов в Киеве. Других желающих попытаться построить в украинской столице МСЗ пока не нашлось. Неофициально в мэрии говорят, что стройка не состоялась из-за того, что Кабинет министров не выдал гарантии австрийской компании и параллельно начал вести переговоры с японскими инвесторами. В МинЖКХ признают, что переговоры с японцами о строительстве МСЗ в Киеве велись, однако из-за несогласованности размеров инвестиций и сроков их окупаемости оказались непродуктивными. «Чтобы иностранные инвесторы строили у нас МСЗ, тарифы на утилизацию мусора нужно поднять в десять раз. Неудачный киевский опыт характерен для всех крупных городов страны», — уверен Лотоцкий.
 
 
Мусоросжигательные заводы — не панацея
Сейчас в Европейском союзе функционирует более 350 мусоросжигательных заводов. В Нидерландах сжигается 41% отходов, во Франции — 45, в Бельгии — 47, Швеции — 56, Японии — 74, Швейцарии — 80% мусора. В Москве уже построено четыре МСЗ и планируется строительство еще шести.
В начале 90-х в Европе мусоросжигательные заводы стали объектом критики со стороны «зеленых». Недостаточная очистка выбросов при сжигании мусора на МСЗ — главный источник попадания в воздух диоксинов, сверхстойких органических загрязнителей. Диоксины разрушают гормональную систему человека, способствуют развитию рака, выкидышам и рождению детей-инвалидов. В результате европейцы приняли более жесткие нормы, определяющие уровень выбросов, и акцентировали свое внимание на максимальном извлечении из твердых бытовых отходов полезного сырья с целью его повторной переработки. Многие заводы реконструированы под угрозой закрытия. К примеру, после введения новых норм, определяющих уровень выбросов, в Голландии было закрыто четыре из 12 МСЗ, а на переоборудование остальных израсходовано свыше миллиарда долларов.
 
 
 
Простые невыполнимые задачи
Действующее законодательство предписывает, что именно местные советы обязаны финансировать развитие и содержание объектов переработки отходов, устанавливать экономически обоснованные тарифы, контролировать перевозку мусора, использование полигонов и свалок. Но денег на это в местных бюджетах сегодня нет. По информации МинЖКХ, на санитарную очистку в прошлом году муниципалитетами выделено всего 197 млн гривен, что на 24% меньше показателей 2007-го. В результате даже парк мусоровозов в стране не обновляется и изношен на 70%. Логически из ситуации существует лишь два выхода: или повышение тарифов на утилизацию ТБО местными властями, или финансирование отрасли со стороны государства. Средний тариф на утилизацию ТБО в Украине сегодня составляет около 26 гривен за кубометр (перевозка — 18,50 гривни и захоронение — 7,50 гривни), что намного ниже мирового уровня. Городские власти идут на повышение тарифов на услуги ЖКХ очень неохотно.
Глава комиссии Киевсовета по вопросам ЖКХ, председатель правления ЗАО «Киевэнергохолдинг» Юрий Бондарь считает, что есть только один выход из сложившейся ситуации: «Нужно, чтобы решение о повышении любых жилищно-коммунальных тарифов принимал центральный регуляторный орган, по аналогии с механизмом установления тарифов на электроэнергию, который находится в компетенции Национальной комиссии регулирования электроэнергетики. Только тогда вопрос рентабельности предприятий коммунальной сферы будет выведен из политического поля». Эколог Игорь Кирильчук уверен, что ресурсы для цивилизованного решения проблемы утилизации ТБО нужно искать, используя нормы Киотского протокола: «Можно продать квоты на загрязнение окружающей среды под проект снижения выбросов газа на свалках. К примеру, выбрасываемые полигоном №5 под Киевом около миллиона тонн метана в год есть возможность сбыть по цене около десяти евро за тонну. За эти деньги можно легко наладить сбор этого газа и использование его для выпаривания того же фильтрата или для производства энергии. Такие установки уже смонтированы в Запорожье, Ялте и Белой Церкви».
Да и строительство МСС способно стать рентабельным при правильном подходе к делу. «Средняя цена утилизации ТБО путем сжигания в Европе составляет 40–60 евро за тонну, что в пять-шесть раз выше, чем на киевском заводе ”Энергия”. В Украине эти цифры будут значительно ниже, если сжигать предварительно отсортированный мусор. Но из-за коррупции, задержек с оплатой, скидок льготникам, которые государство компенсирует нерегулярно, никто из иностранцев не желает работать с обычной для Европы рентабельностью в пять процентов. Все хотят не менее 20%, а это невозможно без увеличения тарифов в разы», — говорит Ростислав Мартыняк. К тому же иностранные компании согласны работать только при наличии гарантии правительства, но государство не хочет давать их под местные инфраструктурные проекты. В результате получился парадокс. Всемирный банк готов выдавать украинским муниципалитетам долгосрочные кредиты под небольшие проценты на строительство МСС, но мэры эти деньги брать не торопятся. Между тем строительство МСС или МСЗ приведет к налаживанию системы точного учета количества вывезенного мусора. Сейчас зачастую оплачивается не реальный объем утилизированных отходов, а нормативное число «ходок» спецтранспорта. Но свалки уже переполнены, и Украина начинает утопать в мусоре. А это не к лицу европейскому государству.
 

Сговор власти и бизнеса

раздельный сбор отходов Запорожье 2
Татьяна Тимочко, вице-президент Всеукраинской экологической лиги:
— Сегодня в Украине десятки тысяч гектаров земли похоронены под многометровым слоем токсичных отходов, которые будут отравлять окружающую среду сотни лет. Это произошло из-за того, что власть имущие и близкие к ней бизнес-круги никогда не были заинтересованы вкладывать большие деньги в новые технологии утилизации твердых бытовых отходов. И сегодня наши промышленники, получая немалую прибыль, пытаются захватывать новые территории, применяя старые подходы к решению вопроса утилизации ТБО. Над проблемой безопасности свалок нужно было серьезно задуматься еще 30–40 лет назад. Примеры правильной работы с ТБО на местах существуют, но они единичны из-за бесхозяйственности и непрофессионализма нынешних городских руководителей.
 
 
 
Стимулировать сортировку, наказывать за свалки

раздельный сбор отходов Запорожье 3
Николай Мовчан, заместитель министра охраны окружающей природной среды:
— Ситуация с накоплением твердых бытовых отходов в Украине близка к экологической катастрофе, однако этой проблемой комплексно никто не занимается. До 95% в составе ТБО любого города составляет вторсырье. Однако оно не перерабатывается, а закапывается в землю. При этом местные бумажные комбинаты перерабатывают макулатуру из Германии.
Решить эту проблему можно лишь путем внедрения материального стимулирования населения разделять ТБО. Для начала местные органы власти должны хотя бы наладить систему скидок на вывоз отсортированного мусора из частного сектора и контейнеров многоквартирных домов. Оставшуюся после отбора вторсырья из ТБО незначительную часть органики нужно хранить на оборудованных полигонах, которые в будущем станут источниками биогаза и биокомпоста. В крупных городах уместна и утилизация этих отходов на мусоросжигательных заводах, работающих предпочтительно на основе пиролиза. Получаемый при этом газ обязательно должен служить источником тепла и электроэнергии. Для противодействия стихийным свалкам необходимо создать экологическую милицию и поднять штрафы не менее чем в сто раз.
 
 
 
КОММЕНТАРИЙ
 
Светлана Рябова
 
раздельный сбор отходов Запорожье 4

ВРЕМЯ РАЗГРЕБАТЬ СВАЛКИ
Когда в Неаполе из-за противодействия мафиозных структур, контролирующих бизнес на отходах, вовремя не построили мусоросжигающий завод, и отходы попросту сбрасывали в море или вывозили в ближайшую балку, мусорные завалы парализовали город. На решение обострившейся проблемы ушло несколько миллиардов евро. Подобный сценарий в скором времени ожидает и Украину. Так, из-за нерешенной проблемы с вывозом отходов в прошлом году в разгар туристического сезона едва не утонула в собственном мусоре Ялта.
И в Италии, и в Украине мусорный бизнес — это коррупция. Придя к власти, каждый градоначальник начинает с «наведения порядков» в ЖКХ. Организации, занимающиеся вывозом отходов, тоже попадают под зачистку. Власти меняют уполномоченные предприятия, тасуют тарифы, но мусора от этого меньше не становится. Крупных иностранных компаний с хорошим послужным списком на этом рынке почти нет. Нет и инвестиций. Официально пояснение таково: предприниматели в «коммуналку» идут неохотно, мол, заниматься этим в Украине проблематично и совсем несолидно. На деле желающих попасть на этот рынок достаточно как среди иностранцев, так и среди отечественных предпринимателей. Готовы они и инвестировать. Но из-за поборов и откатов «страдает себестоимость», и тарифы на утилизацию мусора получаются слишком высокими.
Менеджер концерна, работающего на европейском рынке жилищно-коммунальных услуг, рассказал: начиная работать в одном из городов Западной Украины, они долго не могли ввезти оборудование — всё не получалось его растаможить. Но как только в доле оказался мэр, на следующий день техника уже стояла на месте назначения. Правда, пришлось учесть эти коррупционные издержки в тарифы. В таком бизнесе, как вывоз мусора, случайных людей не бывает. Уступать бизнес, несмотря на то что все участники рынка сетуют на убыточность деятельности, добровольно никто не хочет, а перенимать европейский опыт раздельного сбора мусора и инвестировать в строительство мусороперерабатывающих заводов и мусоросортировочных станций не спешат ни муниципалитеты, ни частные компании.
Бизнес на раздельном сборе выгоден. Тонна пластиковых бутылок стоит около 200 долларов, после измельчения цена возрастает втрое, а подготовленный для производства тары пластик продается уже по цене 1200 долларов за тонну. Бумага, металл, даже тряпки тоже имеют цену. В Украине перерабатывается от силы четыре процента отходов, а в ЕС — около 90%. То есть наши мусорки — это золотые россыпи по меркам современных технологий.
В Европе возле каждого дома стоит несколько контейнеров: для пластика, стекла, пищевых отходов и старой одежды. Для ненужной техники существуют отдельные пункты приема. Специализированные контейнеры в Киеве можно увидеть в основном возле иностранных диппредставительств, в большинстве районов жители довольствуются общим мусорным баком, а единичные эксперименты с цветными контейнерами себя не оправдывают — многие выбрасывают туда весь мусор без разбора. Нет стимула. В Европе штрафы за перепутанные баки высоки — например, в Бельгии подобная невнимательность обойдется в 600 евро. Вводить штрафные санкции в Украине никто не собирается, вести разъяснительную работу среди населения чиновникам и вовсе кажется пустой тратой времени. На это есть четкий финансовый резон — забирать мусор «оптом» выгодно для компаний; так легче завысить объемы перевозок (соответственно, получить больше денег), а вот при сортировке мусора манипулировать показателями гораздо сложнее. Да и зачем тратиться на повторную переработку вторсырья, если можно с минимальными затратами складировать твердые бытовые отходы на полигонах? Дошло до того, что некоторые такие фирмы–«любители природы» отвозят мусор на уже закрытый полигон, а иногда и вовсе в лес. В наших дубравах уже сотни несанкционированных свалок, а придорожные канавы у больших городов засыпаны строительным мусором.
В результате после прорыва очередной дамбы с фильтратом государство будет выделять миллионы на ликвидацию экологической катастрофы, вместо того чтобы сегодня потратить тысячи гривен на ее предотвращение.
 
 
Автор: Александр Красноградский



 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить