УКРАИНА, Запорожье
ул.Чумаченко 30-б, оф.6
e-mail: info@granik.com.ua
28.01.2010 10:29
Как вывозится мусор в других странах
 
Украина. Киев и Запорожье
 
Тема: «По горло в мусоре»
 
Цель: Внедрение раздельного сбора отходов в Запорожье
 
Фотография дня:
 контейнера для вторресурсов Запорожье 1
 
Комментарии специалистов: «И опыт, сын ошибок трудных» А.С.Пушкин
Всегда интересно читать и слушать коллег, перевозчиков отходов. Конечно, журналисты могут написать красивее, выжать у читателей экологическую слезу. Но опыт тех, кто непосредственно занимаются оказанием услуг по обращению с отходами, очень ценный. В нем пот, набитые шишки, выстраданные уроки. Не зря же говорят, что за одного битого двух небитых дают.
Тем более столица. Это показатель. В ней все процессы проходят на несколько лет впереди остальных городов. В Запорожье, при внедрении раздельного сбора мусора, попытались обмануть «рынок». И наступили на грабли. Оказалось, что Запорожцы не отличаются от жителей Киева, Санкт-Петербурга и других городов, где внедрялся раздельный сбор мусора.
Почему? Если кратко, то не учли, что жителей Запорожья в первую очередь интересуют они сами, а это нормально и естественно. Так, что мусорного коммунизма в Запорожье не получилось.
 
Интересно о Запорожском мусоре:
 
 
раздельный сбор мусора в Запорожье 1
"20 мусорных баков" Александра Бродского. 2009. артгалерея «Гараж» г. Москва
 
Цитатник:
  1. « Достаточно пищевые отходы (влажная часть) отделить от упаковки и пластика» - В городах, в зависимости от климатической зоны и количества жителей разное количество органических отходов. В Запорожье, особенно в арбузный период, пищевых отходов много. Почему это необходимо делать? (отделять органические отходы от вторресурсов):
I.             После смешивания с органикой, вторресурсы из-за загрязнения, и увлажнения, теряют свою стоимость.
II.           Органические (пищевые) отходы - ценный материал, для компостирования.
III.         Основные проблемы при захоронении на полигоне в Запорожье, дает именно органический мусор при разложении которого, образуется: фильтрат, пожары, неприятные запахи, насекомые, грызуны и т.д.
IV.         Отделять на органику и вторресурсы, обязательный, но только первый шаг, к внедрению раздельного сбора мусора в Запорожье. Отделять необходимо стекло, макулатуру, пластик – все эти ресурсы в Запорожье имеют спрос.
V.           Даже при отделении органики, надеяться на дальнейшую сортировку мусора не нужно. Сортировочная линия – это дополнительные расходы на транспорт, рабочую силу, коммуникации и др.. Запорожский опыт показал, чем проще, тем лучше. Почему на вторресурсах, которые мы собираем, должен зарабатывать кто-то другой?
 
  
  1. «что тарифы на вывоз рассортированных отходов в несколько раз ниже, чем на вывоз нерассортированных» - Все правильно, но хочу добавить, что за некоторые вторресурсы в Запорожье, наоборот мы как перевозчики мусора оплачиваем Заказчику. Так что экономия налицо.
  2. «целесообразность строительства сортировочной станции зависит, в том числе и от стоимости захоронения отходов» - Краткое, но очень точное замечание.
 Хочу добавить, что сортировочная линия будет эффективно работать и приносить прибыль, только тогда, когда жители Запорожья будут разделять отходы.
 В свою очередь Запорожцы будут разделять мусор, когда им будет выгодно, и они увидят разницу. Сортируют мусор: уменьшается  квартплата, чище во дворе.
 
20.01.10
С искренним уважением
 директор ООО «ЭК Граник»
 Геннадий Дубов
т. (061)218-55-05, 050 341-99-87
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
          
По горло в мусоре
11.09.2009 | Наталия Багирова, специально для Weekly.ua. Татьяна Велимовская. Фото: Shutterstock, PHL, УНИАН
Городские полигоны для захоронения твердых бытовых отходов — настоящие экологические бомбы замедленного действия
 

раздельный сбор мусора в Запорожье 2
Украинские города превращаются в мусорные свалки. В августе больше недели не вывозился мусор из Тернополя.  Потому что было некуда: дорогу на единственную свалку в Малашевцах Тернопольского района, которую, кстати, официально закрыли еще в 1988 году, перекрыли местные жители. И это только один эпизод из жизни украинской провинции. Почему нам некуда девать свой мусор и мы не можем на нем заработать, разбирался Weekly.ua
 
По официальным данным, в 2008 году украинцы «произвели» 50 млн. м3 твердых бытовых отходов (ТБО), в том числе киевляне — более 1,4 млн. т. При таком объеме мусоропроизводительности в стране действуют всего два мусоросжигательных завода. В Киеве («Энергия»; работает всего на 45% проектной мощности, способна принять до 250 тыс. т твердых бытовых отходов в год) и Днепропетровске (около 40%). Остальные «продукты жизнедеятельности» оседают на свалках. Всего в стране более 4 тыс. полигонов общей площадью более 7,4 тыс. га, на которых скопилось свыше 250 млн. т ТБО. Несанкционированные свалки постоянно  создаются в частном секторе. «В прошлом году на территории Киева мы насчитали около 300 таких объектов, — рассказывает Оксана Якимчук, координатор работы по борьбе с загрязнением Национального экологического центра. — Городская администрация заметила всего 12».
раздельный сбор мусора в Запорожье 4
Плюнуть в колодец
Около 800 хранилищ твердых бытовых отходов (26% от общего количества) находятся в неудовлетворительном состоянии. Больше всего перегруженных полигонов в Черниговской (43) и Полтавской (25) областях. Самые удручающие показатели несоответствия нормам экологической безопасности отмечены в Херсонской и Черниговской областях. Единственный полигон №5 для захоронения твердых бытовых отходов Киева в селе Подгорцы Обуховского района уже несколько лет как переполнен. Его открыли в 1986 году — точнее, был найден подходящий природный овраг, в который стали сбрасывать нечистоты. Разумеется, термину «полигон для захоронения твердых бытовых отходов» он не соответствует. Мощности большинства существующих захоронений уже исчерпали свой ресурс, а сами свалки стали источниками загрязнения окружающей среды. Практически на всех полигонах отсутствует система утилизации фильтрата — специфической жидкости, образующейся в процессе разложения пищевых отходов. Атмосферные осадки, вымывая из массива открытой свалки токсичные вещества, тоже образуют фильтрат. Эта токсичная субстанция загрязняет подземные и поверхностные воды, почву и воздух. В отходах сохраняются бактерии, вызывающие брюшной тиф, дизентерию, холеру, туберкулез, другие опасные заболевания. Все это приводит к отравлению окружающей среды, особенно сел, находящихся в районе полигона №5, — Креничей, Лесников, Ходосеевки.
Полигоны можно назвать экологическими бомбами замедленного действия. «Имеющиеся в Украине места захоронений твердых бытовых отходов нельзя назвать полигонами, — утверждает Александр Королюк, директор ДП «Фирма Альтфатер Киев». — Это просто свалки. Полигоны должны строиться по специальным технологиям, в экологически «правильном» месте, чтобы запахи не неслись в сторону населенных пунктов, а фильтрат не попадал в грунтовые воды. Дно полигона должно устилаться особыми материалами, необходимо проводить дренажную систему, выводящую фильтрат в специальное место, где он очищается и утилизируется. Обязательно должен быть вывод газа с полигона для предотвращения образования взрывоопасного метана. Сваленный мусор должна трамбовать специальная техника».
Комментарий
Елена Биланчук директор по качеству компании «Гринко»

Сфера сбора и утилизации мусора долгое время была коммунальной, и в наследие от нее достались финансирование по остаточному принципу, ограничение рентабельности предприятий и т.п. Нынешние тарифы не дают возможности компаниям развиваться — закупать новую технику, внедрять современные технологии. Так, штраф с физлица за отсутствие контракта на вывоз мусора
в Украине составляет 51 грн. Конечно же, ни экологическим инспекциям, ни СЭС не выгодно бороться с нарушителями. В Германии, например, минимальный штраф — 600 евро. Надеюсь, ситуация изменится с принятием изменений к закону об отходах и другим нормативным актам, которые уже прошли второе чтение. По новым нормам штраф за отсутствие контракта на вывоз мусора и несанкционированное размещение отходов с физических лиц составит от 850 до 1700 грн., с юридических лиц — 2500 грн.
Мусоросжигательные заводы — это не решение проблемы, а ее усугубление. Завод «Энергия» на Позняках выбрасывает в воздух почти три десятка загрязняющих веществ, в том числе ртуть, свинец, бeнзопирeн, диоксины. Для людей, живущих возле этого предприятия, хронические бронхиты — обычное дело. Поэтому и цены на квартиры в этом районе ниже. Так, директор агентства недвижимости «Каштан 2000» Сергей Позняк утверждает, что цена на квартиры в этом месте на 5–10% ниже, чем на аналогичные, расположенные в других, более благополучных районах города. «Если же окна квартиры выходят на мусоросжигательный завод, ее предлагают на 10–15% дешевле», — говорит он. «Никаких практических мер для решения проблемы мусора Украина не предпринимает, мы вплотную подошли к экологической катастрофе, — утверждает Оксана Якимчук. — Все наши полигоны перегружены, бродячие животные и грызуны способствуют распространению инфекций, на захоронении в Подгорцах уже образовалось озеро из фильтрата. Завод «Энергия» для сжигания отходов использует котлы, закупленные еще во времена СССР и выпущенные на заре внедрения подобной технологии».
Есть ли у вас план?
Несмотря на это, в стране до сих пор нет эффективной национальной программы обращения с отходами. Программа решения проблемы вывоза мусора из Киева и его утилизации разработана в 2008 году на период до 2011 года и в данный момент находится на согласовании в различных областных инстанциях (в программе участвуют предприятия, расположенные в регионе). «В 2008 году по инициативе общественной организации «Живая планета» КГГА был утвержден план мероприятий на 2009 год по управлению отходами, — рассказывает Светлана Берзина, президент Всеукраинской общественной организации «Живая планета». — Он предполагает внедрение системы раздельного сбора отходов с последующей их доставкой на станции переработки вторсырья». Пока программа раздельного сбора мусора работает в Киеве и Харькове. «Так делают в Польше, — рассказывает Елена Биланчук, директор по качеству компании «Гринко». — Если, к примеру, в Германии бытовые отходы делят на семь компонентов, то в Польше — только на влажную и сухую части. Это очень удобно с учетом маленьких размеров большинства отечественных кухонь. Достаточно пищевые отходы (влажная часть) отделить от упаковки и пластика. В Подольском районе Киева этот проект работает уже два года, в нынешнем году мы начали раздельный сбор мусора в Голосеевском, Шевченковском и Дарницком районах и в дальнейшем планируем охватить все районы столицы, которые обслуживаем. Уже до конца этого года запустим пилотные проекты в Днепропетровске, Донецке, Николаеве».
Собранный мусор подвергается сортировке: ПЭТ, пластик, стекло, макулатура, пленка, алюминиевая банка. Далее отходы прессуются в тюки и отправляются на дальнейшую переработку. Украинское сырье не экспортируется, его перерабатывают наши компании. К примеру, макулатуру — Рубежанский картонно-бумажный комбинат, пластик — черниговский перерабатывающий завод «Славяне».
В рамках киевской программы предусмотрены и преференции отечественным производителям, использующим рециклинговое сырье, полученное в результате вторичной переработки. Однако рециклинг в Украине практически не применяется. Тем временем в Европе производители упаковки платят налог для того, чтобы кто-то эту упаковку собрал, переработал и превратил в сырье. Из этих средств компании-переработчики получают субвенции от государства.
Кроме того, в Европе уже отказались от простого захоронения
мусора на полигонах — самом дешевом, но и самом экологически опасном варианте утилизации отходов. Большую часть мусора они перерабатывают. К примеру, в Швеции подвергается вторичной переработке 90% отходов. Лишь нетоксичный и не подлежащий вторичной переработке мусор должен свозиться на полигоны. По мнению Светланы Берзиной, один из наиболее действенных вариантов мотивации производителей к использованию вторично переработанного сырья — это государственные закупки. К примеру, в Японии государство приобретает технику только у тех производителей электроники, которые в пластиковых деталях используют не менее 50% пластмассы, прошедшей рециклинг.
Комментарий


Александр Королюк директор ДП «Фирма Альтфатер Киев»

Особенность Украины — низкая стоимость услуг в сфере обращения с отходами, отсутствие современных технологий, неразвитость большинства сегментов этого рынка. На сегодня деятельность компаний, занятых вывозом и утилизацией мусора, сосредоточена преимущественно в секторе вывоза твердых бытовых отходов. Сбор и утилизация медицинских, био и негабаритных отходов практически не производится. За рубежом давно отказались от массового захоронения мусора — ТБО сортируются, большая их часть отправляется на вторичную переработку. Если, к примеру, в Германии перерабатывается порядка 70% ТБО, то в Украине — не более 3%. Лишь в Киеве некоторые компании-перевозчики начинают внедрять практику раздельного сбора отходов. Но в этом должны быть заинтересованы не только предприниматели, но и местные администрации. А в бюджете Киева, насколько мне известно, на 2009 год не предусмотрено финансирование проектов в сфере вывоза и утилизации твердых бытовых отходов.
Переход на раздельный сбор мусора помимо экологической решает и социальную проблему. Дело в том, что тарифы на вывоз рассортированных отходов в несколько раз ниже, чем на вывоз нерассортированных. Поэтому повсеместное внедрение этого полезного опыта позволит уменьшить суммы счетов за коммунальные услуги. Однако даже в еще благополучном 2008 году сортировочная станция компании «Гринко» работала лишь на 10–15% установленных документацией мощностей. Для того чтобы она функционировала в полную силу, необходимо достаточное количество контейнеров для складирования таких отходов, как пленка, макулатура, бумага, упаковки тетрапак. И если в 2008 году на финансирование развития и содержания санитарной очистки было выделено около 197 млн. грн., а это на 24% меньше, чем в 2007 году, то на 2009–2010 годы средств на это вообще не запланировано.
К тому же
целесообразность строительства сортировочной станции зависит в том числе и от стоимости захоронения отходов. Если, к примеру, в Донецке цена захоронения составляет 50 коп., то ни о каком строительстве сортировочного завода не может быть и речи — перевозчикам выгоднее вывезти отходы за город и просто высыпать. В Киеве, где захоронение стоит от 50 до 100 грн. за тонну, смысл строить сортировочную линию уже есть. Кстати, в Польше захоронение отходов на полигоне обходится перевозчикам в $150 за тонну. При таких расценках, конечно, выгодно инвестировать в технологии утилизации, чтобы вывозить за город как можно меньше мусора.
Ручная работа
«Мусорный» рынок Киева городские власти регулируют практически вручную. А это примерно 245 млн. грн. в год: за это время в столице утилизируется 1,4 млн. т ТБО при стоимости вывоза и утилизации кубометра несортированного мусора — 35 грн. (Одна тонна мусора занимает объем около пяти кубометров.) Вывоз мусора — выгодный бизнес не только для перевозчиков, но и для чиновников. Это подтверждает тот факт, что в прошлом году КГГА решила централизовать управление данным рынком. Если ранее в Киеве перевозчика выбирали районы, то в октябре прошлого года горгосадминистрация взяла это под свой контроль и теперь ежегодно будет проводить конкурс среди перевозчиков для каждого района столицы. По словам участников прошлогоднего тендера, мероприятие было проведено исключительно для галочки — победителями стали компании, предлагавшие наиболее высокие тарифы. Следует отметить, что в перечне критериев, по которым отбирали перевозчиков, не было пункта «низкие тарифы». Но были совсем другие требования: наличие не менее 20 специализированных автомобилей-мусоровозов, оснащение мусоровозов системой GPS, наличие разрешения на предоставление услуг по вывозу и обезвреживанию отходов, срок амортизации транспорта не более пяти лет. По словам одного из участников конкурса, эти критерии как будто специально были прописаны под компании «Киевспецтранс» и «Гринко». Не повезло трем фирмам — ни крошки столичного мусорного пирога не досталось «Крамар-Рисайклингу» (предложила тариф 17,80 грн.), «Экосервис групп» (17,34 грн.) и «Утилсервису» (13,61 грн.). В итоге после прошлогодней «чистки рядов» из 20 перевозчиков твердых бытовых отходов осталось всего шесть фирм. Как рассказал представитель компании-перевозчика, по некоторым районам судебные разбирательства продолжаются до сих пор.
К слову, тарифы для перевозчиков тоже устанавливает КГГА, и для каждого игрока они разные (в остальных городах Украины расценки единые для всех перевозчиков). Они определяются на основании себестоимости услуги. В декабре 2008 года в их состав была включена прибыль компаний — 5–7%. Разумеется, себестоимость услуги по вывозу мусора у каждой компании своя, но рядового жителя города не волнует, сколько денег перевозчик тратит на обслуживание своего автопарка и содержание персонала, для него главное — меньше платить. Однако именно население оплачивает содержание 230 единиц техники и 574 сотрудников коммунального предприятия «Киевспецтранс» (обслуживает три района Киева),
у которого самые высокие тарифы на вывоз мусора.
Кстати, компаниям с самыми высокими тарифами достались и самые «мусорные», то есть экономически выгодные районы столицы. Так, в Печерском районе за год можно собрать 253 409,35 м3 отходов (средняя стоимость кубометра — 70,34 грн.), в Голосеевском — 338 041,2 м3 (41,38 грн. за куб). Объем мусора в Святошинском районе за год составляет 509 894,5 м3, тендер по этому району выиграл «Киевспецтранс». Компания «Гринко
?Киев» вывозит мусор из пяти столичных районов. Такая монополизация выгодна нескольким лицам. Так, 46,9%   акций ОАО «Киевспецтранс» принадлежит ООО «Геотрон» (владелец — Вячеслав Квят, депутат Киевского областного совета), остальные — КГГА. Собственники компании «Гринко» — Виктор Ржоткевич,
в прошлом заместитель главы Госкомрезерва, председатель правления АК «Укрресурсы», и Александр Грибан — в прошлом заместитель председателя правления АК «Укрресурсы».


Централизованная касса
   раздельный сбор мусора в Запорожье 5

Существует и дополнительный источник дохода для чиновников. Так, доля стоимости вывоза и утилизации отходов — одна из наиболее крупных в структуре квартплаты. Примерно 11,5%. Однако из Главного информационно?вычислительного центра, который аккумулирует деньги населения за квартплату, средства перевозчикам мусора поступают далеко не в том объеме, который перечисляют граждане. Если горожане платят из расчета в кубометрах, то перевозчики получают в процентах от общей суммы платежа — так называемый процент расщепления. Для разных компаний он составляет от 7 до 15%. К примеру, для жителей дома №16 по ул. Урицкого процент за вывоз мусора в составе квартплаты — 9,5%, процент расщепления для ДП «Фирма Альтфатер Киев», которое обслуживает Соломенский район, до 1 июля составлял 7%
(с 1 июля 2009 года расщепление за услуги по вывозу ТБО для фирмы увеличено с 0,17 до 0,39 грн. за 1 м2 жилой площади). Как видим, 2,5%  где
?то затерялись. «Во всем мире платежи населения за вывоз мусора полностью поступают непосредственно на счета компаний?перевозчиков, — говорит Александр Королюк. — В Украине местные администрации на свое усмотрение решают, сколько и когда перечислить исполнителям работ. Как правило, деньги от населения идут на латание дыр в местных бюджетах — решение проблем с оплатой за газ или водоснабжение. Перевозчики зачастую получают свои заработанные деньги с большим опозданием и не в полном объеме».
Компенсировать недополученные деньги компании
?перевозчики пытаются за счет субвенций от города или путем повышения тарифов. «Средний платеж одного жителя Украины за вывоз мусора составляет примерно 10 грн. в месяц, — говорит Елена Биланчук. — Для сравнения: в Германии — 160 евро. Считаю, что тариф для Украины, который бы позволял предприятиям отрасли развиваться в европейском направлении, внедрять экологичные технологии сбора и утилизации отходов, а не сбрасывать их на свалки, в частности для Киева, должен составлять минимум 5–10 евро на одного человека. При таких расценках можно было бы примерно на 45–50% снизить объемы захоронений на полигонах, сократить использование первичных ресурсов страны, игроки этого рынка могли бы проводить мероприятия по рециклингу».
Комментарий
ИНТЕРЕСНО
В Ялте в 2007 году единственный полигон оказался переполненным. В городе вводили чрезвычайное положение, задействовали МЧС. Сегодня отходы вывозятся за 100–200 км от города, строить сортировочную станцию или полигон не планируется. В Севастополе свалка переполнена уже на 170%.
 Самые большие объемы финансирования сферы обращения с ТБО в Донецкой области — в прошлом году было выделено 30 млн. грн., в Киеве — 22 млн. грн. и Днепропетровской области — 17 млн. грн.
О субвенциях сегодня никто не мечтает — перевозчики пытаются добиться хотя бы погашения задолженности КГГА, которая к июлю достигла порядка 40 млн. грн. Город не рассчитался с компаниями за последние три месяца. Один из наиболее реальных вариантов решения проблемы — увеличить процент расщепления. Именно таким образом намерен погасить задолженность перевозчикам Анатолий Голубченко, первый заместитель мэра Киева. В противном случае компании обещают приостановить вывоз отходов, как это уже неоднократно случалось. Как видим, некоторые чиновники до сих пор считают коммунальную сферу эдакой стройкой или ремонтом дорог, на которые традиционно списывались огромные расходы. На рынке вывоза и утилизации мусора нет здоровой конкуренции, успешность деятельности фирмы определяет степень ее приближенности к городским властям. Поэтому большинство предпринимателей не заинтересованы в развитии этого рынка, ведь у следующего мэра могут быть совершенно иные взгляды на развитие данной сферы.
Что делать?
Повышение культуры украинцев в обращении с ТБО проблемы не решит. В Европе стараются сосредоточиться на другом.
Во?первых, на уменьшении образования отходов.
 Во?вторых, на переработке (повторном использовании значительной части твердых бытовых отходов — пластика, бумаги, стекла) и утилизации (сжигании или захоронении на полигонах того, что нельзя переработать).
«Наша отечественная специфика заключается в том, что нет денег, специалистов, понимания и желания властей заниматься проблемой сбора и утилизации мусора, — считает Александр Королюк. — В этой сфере нет возможности для развития бизнеса — существует масса ограничений, запретов, норм и других регуляторных актов. Если бы у иностранных инвесторов была возможность реализовывать долгосрочные проекты под государственные гарантии, они бы строили и полигоны, и заводы за свои деньги».


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить