УКРАИНА, Запорожье
ул.Чумаченко 30-б, оф.6
e-mail: info@granik.com.ua


19.01.2011 21:02

Мусор как зеркало личности.

Что могут рассказать помойные ведра о личности их владельцев? Такой необычный эксперимент решили провести два французских папарацци Брюно Мурон и Паскаль Ростен. В течение нескольких лет фотографы исследовали содержание помойных ведер людей самых разных национальностей и с разным материальным достатком. Катар, Малави, Китай, Россия – вот только несколько уголков планеты, по помойкам которых фотографы выискивали экспонаты для своей новой выставки, которая проходит в Париже в так называемом Большом зале в парке Ля Вилетт.

Цель выставки вовсе не в том, чтобы провести разъяснительную работу на тему утилизации отходов или найти скандальные улики, которые прячутся в глубинах наших помойных ведер. Фотографы уверены: мусор, который мы выбрасываем, – это зеркальное отражение нашей личности. По сути дела, всем известную поговорку Брюно Мурон и Паскаль Ростен переделали на свой лад: «Покажи мне, что в твоей помойке, и я скажу тебе, кто ты», - говорят они. Старые газеты, упаковки от продуктов, обломки игрушек, рваная одежда – оказывается, что весь этот хлам может достоверно рассказать о нашем семейном положении, материальном достатке, привычках, вкусах и даже политических взглядах. Единственное табу, которое обозначили для себя фотографы, – это оставлять на дне помоек предметы, свидетельствующие о сексуальной жизни или о состоянии здоровья их владельцев.

 

Франция-философия мусора.

В своем эссе Жерар Бертолини не предлагает строгого анализа темы отходов и не стремится поразить читателя новизной изложенных данных. Новым выглядит скорее обозначенный здесь подход к проблеме мусора как к одной из важнейших и наиболее болезненных для человеческой цивилизации. Автор — экономист и социолог, сотрудник Лаборатории анализа систем здоровья Национального центра научных исследований и университета Клода Бернара (Лион I) — делает попытку систематизировать (вернее, каталогизировать) множество фактов, свидетельствующих о восприятии разного рода отходов как на протяжении веков, так и в современном индустриальном обществе. Он легко переходит от Античности к Просвещению, от архаических и религиозных ритуалов к случаям из медицинской практики, литературе, живописи. Это обилие и разнообразие материала (некоторым образом напоминающее свалку) позволяет, по мнению Ж. Бертолини, обеспечить подход к проблеме с различных точек зрения, «перейти от скатологии к эсхатологии». В итоге складывается любопытная картина, так сказать, «герменевтики мусора», написанная в социально-антропологическом, психологическом и отчасти публицистическом ключе. p>

В понятие «отходов» Бертолини включает как экскременты и другие телесные выделения, так и бытовой мусор, промышленные отходы, а также трупы. Последняя категория «объектов», способная шокировать читателя, привлекается на основании ассоциативной связи между отходами и болезнью, смертью. Ссылаясь на доклад, представленный в 1978 году Министерству качества жизни Центром изучения и исследования французской литературы (Лилль) [1] , автор настаивает на параллелизме в способах «утилизации» мусора и «человеческих отходов»: гроб — мусорный бак, катафалк — мусоровоз, погребение — вывоз на свалку или захоронение; кремация — сжигание; банк органов для пересадки, извлеченных из трупа, — раздельный сбор отходов; каннибализм — рециклинг; бальзамирование — мусор, превращенный в произведение искусства.